Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Новости

28.02.2020

Как защитить интересы ребенка в особых семьях? Боровлянские педагоги и врачи поделились опытом

Вовремя определить, что в семье ребенка сложилась неблагополучная ситуация, помочь не допустить ее развития — о том, как этого достичь, шла речь на первом в нынешнем году заседании Совета общественного пункта охраны правопорядка Боровлянского сельисполкома.

Украденная из магазина бутылка коньяка, разбитая палкой урна на остановке — вот лишь два из ряда «детских проступков», о которых рассказывали приглашенные на заседание в качестве ответчиков родители.

— По состоянию на 1 февраля в социально опасном положении находились 11 детей из шести семей, проживающих в нашем регионе, — сообщила председатель Боровлянского сельисполкома Жанна Воробей. — Девять посещают Боровлянскую школу, еще двое учатся в школах № 2 и № 3. Главная забота общественности, социально-педагогических служб — не допустить ухудшения ситуации в таких семьях, чтобы ребята не приобрели статус социальных сирот, как это случилось с детьми 16 обязанных лиц, которые по Декрету № 18 должны возмещать средства на содержание несовершеннолетних в социальных учреждениях и приемных семьях. Мы должны объединиться, использовать передовой опыт, тем более что в регионе созданы и успешно работают службы — от государственных до международных с большим педагогическим потенциалом.

О том, что ранее выявление неблагополучия начинается еще задолго до рождения маленького человека, рассказала заведующая педиатрическим отделением УЗ «Минская ЦРБ» Клавдия Владимирова. Еще при постановке на учет по беременности и родам участковый гинеколог подробно описывает в карте будущей матери условия ее жизни, указывает вредные привычки, фиксирует хронические недуги. А затем следит за соблюдением режима посещений женского доктора.

— Бывают случаи, когда нерадивую мать приходится выписывать одну, оставив ребенка в детском отделении на попечение медиков, — отметила Клавдия Владимирова. — Если родители не в состоянии обеспечить малышу достойный уход и позаботиться о его безопасности, новорожденного им не отдают. Но даже если представительница группы риска выписывается вместе с малышом, с ними работают патронажные врачи и медсестры, такие адреса на особом контроле. В 2019 году ни один младенец не был изъят из семьи, это хороший показатель.

Детский сад — еще одна ступенька воспитательного процесса, где также могут выявляться признаки неблагополучия в семьях.

— Внешний вид ребенка, его способность к общению, отношение с другими детьми и взрослыми — все это фильтры, которые помогают увидеть проблему, — поделилась опытом заместитель заведующего по основной деятельности детского сада в Лесковке Наталья Филимонова. — И наша задача не только выявить корень раннего неблагополучия, но и попытаться найти решение проблемы, вовлекая в этот процесс всю семью. Вот почему так важны мероприятия по совместной деятельности детей и их родителей —  спортивные соревнования, творческие мастерские, экскурсии и тому подобное.

О том, что социально-педагогическая помощь порой важна так же, как и неотложная, говорили все участники заседания. И в ее оказании неоценимую роль играет частное социально-педагогическое учреждение образования «SOS — Детская деревня Боровляны». Проекты для трудных подростков; кризисные дома для пострадавших от домашнего насилия матерей и их детей; программы для созависимых из семей, где употребляют алкоголь и наркотики; психологические консультации для супругов, находящихся в состоянии конфликта или развода — вот неполный перечень важных направлений работы учреждения.

— Особая для нас тема — работа по укреплению семьи и профилактике социального сиротства, — рассказала социальный педагог Инна Михасенко. — На это направлена деятельность Социального центра матери и ребенка имени Германа Гмайнера. Мы готовы сотрудничать со всеми обратившимися за помощью, причем она будет конкретной, направленной и квалифицированной.

Ряд программ для детей и их семей SOS-деревня реализовала в Боровлянской средней школе. С 2014 года здесь готовили службу школьных медиаторов — специалистов по разрешению конфликтов, в том числе между учениками. В детских коллективах нередко возникают такие ситуации, как буллинг, систематическая травля слабых, выяснение отношений через драку. И очень важно погасить конфликт в самом начале.

— По 23 случаям у нас в школе были проведены глубокие служебные расследования, чтобы выявить первопричину конфликтов и для дальнейшего анализа, — рассказывала социальный педагог учреждения Марина Каратова. — Продолжается реализация проекта «Я могу» для детей с особенностями развития, который помогает поверить в свои силы и возможность реализоваться в дальнейшем.

Поделились опытом работы с детьми, вызывающими тревогу педагогов, и специалисты Боровлянской школы № 2. В частности, Ольга Ханойко рассказала о методике обучения правилам безопасного поведения младших ребят.

А психолог Анастасия Тройнич устроила тренинг по изучению доминирующих эмоций у присутствующих взрослых.

Этот метод тестирования используют для выявления таких эмоций у ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Если уровень тревожности или гнева превалируют над остальными, для специалиста это уже повод задуматься над тем, все ли хорошо у подопечного дома.

— Все мы звенья одной цепи, в которой самым важным является ребенок, — резюмировала заместитель директора ГУО «Детская деревня “Истоки”» Екатерина Павленко. — Только в одном подразделении нашего учреждения, расположенном в поселке Опытный, проживает 67 детей, оставшихся без опеки родителей. Всего же на нашем попечении их более ста человек. В отношении них 123 нерадивых взрослых обязаны возмещать средства на содержание, но только половина выполняет этот долг перед государством и детьми. Именно поэтому так важно сохранить детско-родительские отношения, увидев проблему еще в начале ее зарождения.