Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Родителям

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира.

Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития.

В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного этапа свойственны свои страхи.

Такие разные страхи

n   Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.

n   В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.

n   В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).

n   2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.

Страхи старше 3

n   В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).

n   От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта , одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

Страхи старше 6

n   В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.

n   Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.

n   В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.

n   В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

Главное поддержка

Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

Другие страхи

Однако, бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания.

Если ребенок чего-то боится, то:

n   У него беспокойный сон с кошмарами, криками.

n   Трудности при засыпании.

n   Боязнь темноты.

n   Пониженная самооценка.

n   Постоянная тревожность.

n   Частая смена настроения.

Как избежать возникновения и закрепления страхов

n   Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.

n   Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).

n   Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)

n   Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)

n   Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.

n   Повышайте самооценку малыша.

n   «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).

n   Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

n   Выясните причину страха.

n   Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.

n   Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.

n   Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).

n   Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).

n   Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.

n   Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.

n   Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.

n   Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).

n   Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше).

 

Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).

СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

На сегодняшний день точно установлено, что сексуальное возбуждение может отмечаться даже у зародыша и младенца. Многим родителям хорошо известна мастурбация их 2-3-4-летних детей. Исследователи называют различные причины такого поведения — снятие напряжения, поиск комфорта или просто баловство. Нет сомнений в том, что у всех детей на­блюдается сексуальное поведение. Такое поведение носит исследователь­ский характер. Это может быть наблюдение за собой или другими деть­ми во время прикосновений, игра в «больницу», где ребенок может быть «больным» или «доктором»,   и т.п.  Со временем ребенок все больше и больше начинает понимать, что семья, друзья и общество ус­танавливают рамки вокруг его сексуальной активности, не поощряя и да­же неодобрительно относясь к некоторым ее проявлениям. Маленькие дети обычно легко отвле­каются от сексуальных исследований и готовы полюбопытствовать о других аспектах жизни, вернувшись к сексуальным вопросам только на более позднем этапе своего развития. По мере того, как ребенок становится старше, он начи­нает испытывать все большее смущение, сталкиваясь с вопросами секса.  Если ребенок испытывает чувство  страха, гнева или тре­воги, необоснованного стыда, соприкасаясь с сексуальными аспектами жизни, то что-то не в порядке,  на это необходимо обратить внимание, т.к. это может свидетельствовать о каком-то негативном опыте.

В возрасте до 8-9 лет ребенку не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто и точно отвечать на во­просы ребенка. Например, если ребенок спрашивает маму о том, как называется его пенис, то можно сказать: «Он называется пенис, но в нашей семье мы называем его "писей"». Обычно ребенок будет удовлетворен этим ответом. Через какое-то время ребенок может спросить свою мать: «Откуда я появился, мама?» Она может ответить: «В животик к ма­мочкам кладут семечко, и потом оно вырастает в ребеночка». Ребенок также может быть удовлетворен этим ответом, и, таким образом, ника­кой дополнительной информации на этой стадии развития ему не нужно давать. По мере того, как ребенок становится старше, на те же самые во­просы родители будут отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую они уже ему дали.

Удивительно, что маленькие дети могут иметь такой словарь «взрослых» сексуальных слов, что взрослые могут подумать, будто их дети понимают больше того, чем это есть на самом деле. Поэтому родители должны быть уверены, что они понимают тот уровень, на котором ребенок задает вопрос.

Есть анекдот о папе, который на вопрос 8-летнего сына, что такое аборт, прочитал в ответ 30-минутную лекцию. В конце папа спросил: «Ты все понял?» «Да, папа», - ответил сын, - «Я только не понимаю, почему в книге написано  - «…волны бились о борт корабля…».

ОБЫЧНОЕ (НОРМАЛЬНОЕ)

СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ

С рождения до 2 лет

Сексуальное поведение:

- дети приобретают опыт приятных чувств, когда ухаживающие за ребенком люди дотрагиваются до различных частей тела,

-                знакомятся со строением своего тела, рассматривая себя и окружающих, и прикасаясь к  различным частям своего тела  и близких людей,

 Сексуальные знания:

-  язык для обозначения частей тела, включая гениталии, ограниченный, «детский».

В этом возрасте очень важно обеспечить ребенку безопасность и за­щиту от вмешательств и неприемлемого поведения других людей.

Возраст от 2 до 6 лет

В этом возрасте может наблюдаться мастурбация. Она может иметь место в тот момент, когда ребенок нахо­дится в состоянии стресса и тревоги, и приносить ему состояние комфор­та. Дети, по мере того, как они становятся старше, учатся мастурбировать в одиночестве. Мастурбация не вредна ни в физическом, ни в психическом плане, однако, если дети навязчиво мастурбируют, то это должно обеспокоить взрослых, так как мастурбация истощает ребенка и неблагоприятно воздействует  на его умственную и физическую сферу. Существует мнение, что достаточно часто мастурбируют дети, которым не хватает телесных контактов с родителями.

Сексуальное поведение:

-                во время исследования  тела могут трогать свои собственные гениталии и гениталии других детей;

-  играют в «больницу», в «дочки-матери» со сверстниками;

-  интересуются собственным калом;

-  с интересом смотрят, как другие используют туалет и ванную комнату;

-  во время игр могут изображать, что имеют в животе ребенка;

- трут гениталии, мастурбируют, когда чувствуют себя некомфортно, несчастливо, напряженно,     возбужденно или боятся чего-нибудь;

- учатся целоваться.

Сексуальные знания:

- становятся более любознательными и словоохотливыми в некоторых темах;

- развивают сексуальный словарь;

- имитируют сексуальные действия без понимания;

- имеют ограниченные знания относительно того, откуда появляются дети;

- узнают различия между полами;

- расспрашивают о гениталиях, половом акте;

- называют части тела более точно;

- используют сленг для обозначения процедур в ванной и туалете, гениталий и секса.

Дети осматривают гениталии других детей или прикасаются к ним гораздо чаще, чем полагают взрослые.

От 6 до 12 лет

Сексуальное поведение:

- могут заниматься мастурбацией, когда находится один;

- демонстрируют  смущение при затрагивании сексуальных тем;

- имитирует половой акт, поцелуи и петтинг со сверстниками;

- могут иметь настоящий половой акт, как следует не зная о его последствиях.

Сексуальные знания:

- имеют словарь для обозначения гениталий;

- увеличиваются знания о сексуальном поведении, расширяется сексуальный словарь и сленг, заимствованный из СМИ и у сверстников;

- неясность в отношении полового акта и беременности.

В этот период своего сексуального развития дети все больше пони­мают сексуальное поведение взрослых, получают информацию на эту те­му от своих родителей или из других источников и начинают обменивать­ся ею со сверстниками. Среди детей может распространяться неправильная информация. Мальчики и девочки в этот период часто играют совершенно отдельно друг от друга. Развивается моральное созна­ние, причем главной моделью морального поведения и мышления выступает родители.

Что нужно знать родителям:

  1. Если вы заметили, что ребёнок мастурбирует, лучше всего просто отвлечь его или сделать вид, что вас это занятие не интересует. Не стоит отводить его руку, бить по ней, угрожать или наказывать.
  2. Когда вы видите проявления сексуального интереса в отношении сверстников, значит, пришло время заняться сексуальным воспитанием ребёнка. Не стыдите, не ругайте и не угрожайте ребёнку всевозможными ужасами. Скажите, что ответите на все вопросы, так как знаете обо всём гораздо лучше, чем друзья вашего ребёнка. Если можете, отвечайте на вопросы честно и без стеснения, но не углубляйтесь в тему.
  3. Говорите с детьми о возможности изнасилований. Расскажите, что есть разница между прикосновениями любящего, близкого человека и чужого. Научите детей говорить «нет» на приглашения чужих людей куда-то пойти и посмотреть «что-то интересное». Научите  обращаться за помощью, если кто-то излишне настойчив. Объясните, что тело принадлежит только ему и никто не имеет права дотрагиваться до него, вкладывать какие-нибудь органы или пальцы, даже если это приятно и не больно. Договоритесь, что ребёнок сразу расскажет вам о подобных случаях.
  4. Если ребёнок начинает вести себя скрытно или проявляет не по возрасту осведомлённость в вопросе сексуальных  отношений, объясните, что вам можно доверять, даже если кто-то попросил его никому не говорить о какой-нибудь тайне. Если вы считаете, что с ребёнком уже что-то произошло, задавайте наводящие вопросы. Постарайтесь не пугать его, заверьте, что с ним не произойдёт ничего плохого, если он доверится вам.

"КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ"

Советы педагога-психолога родителям

 

  1.  МЕНЬШЕ ЧИТАЙТЕ НОТАЦИЙ. Не нужно читать нотаций типа: "С тобой у меня только неприятности!", "Мы в твоем возрасте были совершенно другими!". Гораздо эффективнее будет, если вы совершенно спокойно и убедительно, а главное кратко сформулируете свои замечания.
  2.  НЕ ВЫЯСНЯЙТЕ ОТНОШЕНИЯ, КОГДА РАЗДРАЖЕНЫ. Лишь когда вы успокоитесь и сможете объективно оценить ситуацию, тогда и начинайте беседу с ребенком, и тогда вы не вызовите раздражения у ребенка и не настроите его против себя.
  3.  ТЕРПЕЛИВО ВЫСЛУШИВАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА. Нельзя относиться к детским проблемам как к чему-то незначительному. Вспомните и вам в этом возрасте все ваши проблемы казались гораздо важнее и неразрешимее, чем проблемы взрослых. Некоторым родителям, хоть и с большим трудом, все-таки удается выслушать детские проблемы. Благодаря этому они не только смогут вовремя помочь своему ребенку, но и стать настоящим другом своему сыну или дочке.
  4.  ГОВОРИТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ О ВАШЕЙ ЛЮБВИ К НЕМУ.  Ребенок остро нуждается в родительской любви. Не стесняйтесь ему говорить об этом. Это могут быть фразы типа:
  • Мне хорошо с тобой.
  • Я рада тебя видеть.
  • Хорошо, что ты пришел.
  • Мне нравится, когда ты рядом.
  • Я по тебе соскучилась.
  • Как хорошо, что ты у нас есть.
  • Ты мой хороший.
  • Я знаю, что ты справишься.

Обнимайте его не менее 4-х раз в день, только помните, что подростки стесняются, когда проявления любви проходят в присутствии посторонних и они чрезмерны. Делайте это наедине.

  1.  ПОЙМИТЕ, ВАШ РЕБЕНОК - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Постарайтесь не упрекать своего ребенка, сравнивая с другими детьми: "А Ваня эту работу сделал лучше", "Ты неблагодарный, а вот Сережа …". Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и относились к вам, как к настоящим друзьям, не игнорируйте их точку зрения, желания и потребности. Воспринимайте их как равноправных членов семьи. Ставьте перед детьми небольшие требования, исполнение которых им по плечу. Не забывайте их похвалить, даже если все, что они делают, получается не так уж ладно.
  2.  ДОВЕРЯЙТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ. Делитесь со своим ребенком своими проблемами, переживаниями, чувствами и тогда он будет осознавать свою "нужность" и значимость для родителей. 

КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ?

 

Существует два способа общения:

ПРОДУКТИВНЫЙ - Это способ общения, демонстрирующий неуважение к ребенку. Мы не рекомендуем вам пользоваться этим способом.

НЕПРОДУКТИВНЫЙ - Это индивидуализированный способ общения, демонстрирующий уважение к ребенку.

  1.  Непродуктивный - УГРОЖАТЬ

Продуктивный:

  • Детям становится страшно, когда взрослые бездумно пугают их привидениями, милицией или мифическими большими собаками ( или даже Господом Богом! ), или говорят, что бросят их одних или отдадут их любимую игрушку «хорошему мальчику».
  • Если вы расстроены, используйте «я – высказывание»: Я не люблю, когда ты так поступаешь или Мне неприятно, когда ты говоришь такие слова или Мне надо об этом подумать
  1.  Непродуктивный - ОБЗЫВАТЬСЯ

Продуктивный:

  • Ничего страшного, если дурное слово случайно сорвется у вас с языка, по постарайтесь никогда не называть ребенка тупицей, плохим мальчиком, лентяем, грубияном, лжецом, идиотом вором… Такие эпитеты прилипают к детям, иногда на всю жизнь.
  • Всегда говорите детям, какие чувства и эмоции возникают у вас по поводу того или иного проступка – Мне не нравится, что ты хлопаешь дверью (вместо «ты- высказывания» вроде - Ах ты грубиян!).
  1.  Непродуктивный - ОБВИНЯТЬ И СТЫДИТЬСЯ

Продуктивный:

  • Когда родители придираются к своим детям и постоянно их критикуют, это часто приводит к ухудшению поведения, иногда с далеко идущими последствиями.
  • Поощрение со стороны родителей для ребенка все равно что солнечный свет, особенно когда оно личностно окрашено: Я люблю тебя таким, какой ты есть. Мне нравится наблюдать за твоей игрой. Мне полегчало, когда ты меня обнял.
  1.  Непродуктивный - ОТГОВАРИВАТЬСЯ НЕДОСУГОМ

Продуктивный:

  • Телевидение и игрушки могут научить ребенка некоторым полезным вещам и стимулировать  его развитие, но ничто не сможет ему заменить позитивное личностно окрашенное внимание со стороны родителей: «Как только закончится эта программа, мы выключим телевизор и немного поболтаем. Ты хочешь, чтобы мы поговорили про то, как ты был маленьким, или как я был маленьким?»
  1.  Непродуктивный - СРЫВАТЬСЯ НА КРИК

Продуктивный:

  • Если вы срываете свою злость на детях – шлепаете их, кричите на них, говорите  с ними ледяным агрессивным тоном, не удивляйтесь, если они ответят вам тем же, когда вырастут.
  • Покажите, что умеете изливать накопившийся внутри вас гнев в словах, а не в делах – и следите за тем, каким тоном вы говорите с ребенком. Когда ты обижаешь малыша, я начинаю злиться так сильно, что мне хочется схватить вот эту подушку и отметелить её как следует…
  1.  Непродуктивный - СЮСЮКАТЬ

Продуктивный:

  • Иногда можно немного подурачиться, но если вы будете сюсюкать все время, вы можете помешать нормальному речевому развитию ребенка.
  • Нормальная речь стимулирует мыслительное и речевое развитие ребенка. Правильное словоупотребление (в том числе и относительно «деликатных» частей тела) закладывает хороший фундамент на будущее.
  1.  Непродуктивный - ПРИКАЗЫВАТЬ

Продуктивный:

  • Если вы будете помыкать детьми и командовать ими, как будто они солдаты, а ваш дом – казарма, вы, вероятно, добьетесь от них послушания сейчас, но они могут затаить на вас обиду. К тому же их система моральных ценностей будет формироваться с серьезными искажениями.
  • Надо объяснить детям почему – рассказывать им о причинах ваших поступков и о ваших ценностях: Если твой велосипед заржавеет, он просто испортится, а мы пока не можем позволить себе купить тебе новый. Или: Прости, что я так сильно рассердился на тебя – просто я очень устал. 

КАК ПРОВОДИТЬ С ДЕТЬМИ ДОСУГ

Вместе играть и весело проводить время

—    Отец и мать дарят ребенку прекрасные воспоминания и создают у него ощущение безопасности, когда они находят время, чтобы поиграть вместе с каждым ребенком, будь то своей семьей или один на один, хотя бы в течении двадцати минут в неделю.

—    Во время этого «праздника души» лучше не щекотать ребенка, не играть в конкурентные игры (не должно быть победителей и побежденных), и позволить ребенку самому решить, во что он хочет играть (в случае с маленьким ребенком, вы поймете это, если внимательно за ним понаблюдаете).

Рассказывать сказки, петь песни, читать стихи

Когда вы усаживаете ребенка к себе на колени, читаете ему сказку и потом болтаете с ним обо всем и ни о чем, вы не просто стимулируете его воображение и способствуете его умственному и языковому развитию – вы также даете ему ощущение безопасности, помогаете ему формировать систему ценностей и развиваться в эмоциональном плане. (Телевидение тоже способствует развитию детей, но оно никогда не сможет заменить ребенку все это.)

Замечать, как ребенок играет (с водой, песком, игрушками…)

—    Дети развиваются в процессе игры – даже если они просто плещутся в тазике с водой или играют с пустыми пакетами из-под йогурта на кухонном полу. Следите за тем, чтобы игра была для них интересна – не навязывайте им «неподходящие» игрушки – но главное, «замечайте», как они играют. Это означает, что вы должны слушать, смотреть, проявлять интерес и уделять детям позитивное внимание, когда они этого не требуют. Можно присоединиться к игре, но откажитесь от соблазна «помогать», организовывать игру,

—    предлагать ребенку, что он должен делать – просто тихонько наблюдайте и время от времени говорите вслух, что вы видите перед собой.

Замечать ребенка (улыбки, объятия, поцелуи, касания)

—    Периодически демонстрируйте ребенку свою любовь и привязанность. Известно, что всем детям надо, чтобы их обнимали по крайней мере четыре раза в день только для того, чтобы они могли выжить, в то время как для нормального развития

—    им нужно шестнадцать объятий в день! Когда вы прижимаете ребенка к себе, улыбаетесь ему, касаетесь его, вы как бы говорите: Ты хороший. Ты достоин любви. Ты красивый. Вы можете прижать ребенка к себе, когда читаете ему сказку, или лечь рядом с ним на пол и позволить ему ползать по себе.

Заботиться о себе

—    Активный досуг нужен и вам самим. Вы сможете дать ребенку больше, если вы периодически занимаетесь спортом, выходите подышать свежим воздухом, расслабляетесь, занимаетесь любимым делом, смеетесь и развлекаетесь. Кроме того, надо проводить время со своим партнером и/или взрослыми друзьями. Помните, что дети многое узнают о любви и жизни на примере отношений между взрослыми.

ХВАЛИТЬ НЕЛЬЗЯ РУГАТЬ

Как часто в этом высказывании мы склонны ставить запятую после слова «нельзя»! и тем самым совершаем большую ошибку.

Оказывается, хвалить и других, и даже себя очень полезно. И дело тут не только в «мотивации достижения», но в самой человеческой природе… По мнению многих психологов, признавать свои успехи и время от времени подхваливать себя очень полезно для здоровья. Американские учёные, проведя ряд экспериментов, пришли к выводу, что мысли являются глубинной основой здоровья. И чем чаще человек думает о неприятных вещах, рисует себе печальные картины, тем больше рискует заболеть. И наоборот – позитивные мысли, и мироощущение, уверенность в себе повышает иммунитет. Учёные обследовали 52 человека разного возраста. Исследователи условно разделили всех участников на оптимистов и пессимистов, анализируя взаимосвязь между характером и результатами вакцинации против гриппа. Итоги эксперимента показали, что у оптимистов и спустя полгода после вакцинации в крови гораздо более высокий уровень наличия антител, чем у пессимистов. Так что думать о приятном и хвалить себя действительно полезно!

К сожалению, родители, которые не научились хвалить и любить самих себя, переносят эту модель поведения на своё чадо. Они намеренно не замечают успехов и достоинств ребёнка; фокусируя внимание на его слабостях и негативных моментах поведения, в то время как намного эффективнее акцентировать положительные моменты, эмоции и поощрения. Если сын или дочь хорошо себя ведёт, быстро учиться чему-то новому, это воспринимается взрослыми как само собой разумеющееся, не требующее словесных поощрений. Но как показывает практика, дети, которых чаще хвалят, чем ругают, вырастают более уверенными, более здоровыми и более способными быть счастливыми.

Кроме того, почему-то широко распространено мнение, что для похвалы родителям не нужно особых знаний и умений. А это далеко не так! Ребёнку необходимо показывать динамику его развития, хвалить за определённые вещи, которые помогают становиться ему настоящим Человеком, личностью.

Для чего нужна похвала ребёнку? Для того чтобы пробудить в нём уверенность в себе, если не хватает, придать силы, восстановить эмоциональное равновесие, компенсировать причинённый кем-то ущерб любого вида. Как кто-то мудро сказал, «ребёнку нужен огромный запас оптимизма на всю предстоящую жизнь». Вот мы часто говорим, что все дети – одарённые. Но важно, чтобы мысль о ценности отпущенного природой дара сопровождалась и пониманием ответственности за этот дар, серьёзного к нему отношения. В жизни можно найти немало примеров того как дар, растраченный на пустяки, исчезает, словно шагреневая кожа, а его обладатель деградирует.

 

5 вопросов родителям на размышления

Попробуйте ответить на следующие вопросы

  1.  Как часто хвалите ребенка, сколько раз в день?
  2.  Какие слова вы при этом используете?
  3.  Сравниваете ли ребёнка при похвале с кем – либо?
  4.  За что вы обычно хвалите ребёнка?
  5.  Что и как вы может изменить в себе, чтобы воспитать ребёнка уверенной в себе творческой личностью?

Если вы сразу смогли ответить хотя бы на три вопроса – значит, вы уже на правильном пути, если нет, значит, вам есть к чему стремиться.

Если пятый вопрос показался вам странным, позвольте напомнить старую истину: «Мир – огромное зеркало, отражающее нас самих». То, что мы ценим в других или наоборот, отрицаем, есть прямое отражение наших качеств и наших жизненных убеждений. И очень часто качества, которые мы приемлем в других, являются нашими собственными ограничениями и приходят к нам из нашего детства. Критикуя себя, мы точно также и теми же словами реагируем на самих себя, как и взрослые реагировали на нас, когда мы были детьми. Припомните, пожалуйста, слова, которыми вы себя ругаете. Это слова, которыми ругали вас ваши родители. И если ваши родители никогда вас не хвалили, тогда и вы не похвалите своего ребёнка.

Человеку особенно запоминаются последние сказанные ему слова – то есть даже самый строгий выговор лучше заканчивать искренней похвалой.

99  способов похвалить

1. У тебя всё получилось.

2. Это хорошо.

3. Отличная работа!

4. Ты на верном пути.

5. Великолепно!

6. Правильно!

7. Это именно то, что надо!

8. Я горжусь тем как, ты сегодня работал.

9. Ты делаешь это очень хорошо.

10. Я знал, что ты можешь это сделать.

11. Мои поздравления!

12. Я счастлив, видеть такую твою работу.

13. Ты делаешь это сегодня значительно лучше.

14. Супер!

15. Ты близок к истине!

16. Это лучшее из того, что у тебя получалось.

17. Это намного лучше.

18. Сейчас ты это понял.

19. Именно так!

20. Это неплохой результат.

21. Ты хорошо справляешься с этим заданием.

22. Я не смог бы сделать лучше.

23. Наконец – то! Я верил в тебя!

24. Неплохо, очень даже неплохо.

25. Ты быстро учишься.

26. Продолжай так работать, и ты добьёшься ещё лучших результатов.

27. Это хорошо для тебя.

28. Вот это да!

29. Ещё немного, и у тебя это получится.

30. Ты сделал это легко.

31. Я с тобой целиком и полностью согласен.

32. Ты выбрал правильный способ, чтобы выполнить эту работу.

33. С каждым днём у тебя получается всё лучше и лучше.

34. Ты сделал это быстро!

35. Это невероятно!

36. Ты действительно сделал эту работу играючи.

37. Какой оригинальный способ решения!

38. Ты ничего не упустил!

39. Ты действительно сам до этого додумался?!

40. Так держать!

41. Прекрасно!

42. Это лучшее, что я когда-либо видел!

43. Совершенно новый подход к делу!

44. Прекрасная идея!

45. Сейчас ты это понял.

46. Сенсационно!

47. Это действительно выдающееся открытие.

48. Теперь ничто тебя не остановит,

49. Отлично!

50. Это была первоклассная работа.

51. Замечательно!

52. Необыкновенно!

53. Лучше не бывает!

54. Ты прямо сейчас это сделал?

55. Свежая мысль.

56. Твоя голова поработала на славу.

57. Ты точно добьёшься успеха, Если будешь продолжать работать в этом направлении.

58. Твоя ежедневная работа дала прекрасные результаты!

59. Фантастика!

60. Просто здорово!

61. Ты, наверное, очень долго тренировался?

62. Ты сделал это очень хорошо.

63. Вот что я называю мастерски выполненной работой.

64. Ты делаешь это очень красиво!

65. Превосходно!

66. Это очень верное замечание!

67. Ты действительно улучшил это…

68. Как ты хорошо всё запомнил!

69. Ты уже приобретаешь в этом сноровку.

70. Поздравляю!

71. Ты прав.

72. Как ты много сделал сегодня!

73. Твоя работа доставила мне много радости.

74. Ты сделал это очень вовремя.

75. Это эффективный способ действия!

76. Сейчас ты набиваешь руку, и скоро у тебя всё получится.

77. Мне нравиться ход твоих мыслей!

78. Я очень горжусь тобой.

79. Очень приятно учить таких умных детей.

80. Большое тебе спасибо.

81. Ты превзошёл сам себя сегодня.

82. Я никогда не видел ничего лучшего.

83. Ты понял это так быстро!

84. Чудно!

85. Мощный прорыв!

86. Ты сделал сегодня много работы.

87. Это твоя победа!

88. Ты очень далеко продвинулся за такой короткий срок!

89. Такого я ещё не видел.

90. Тебя просто не узнать сегодня.

91. Это уже успех!

92. Вот таким ты мне нравишься!

93. Теперь ты чувствуешь свои возможности?

94. Ты стал настоящим мастером.

95. Сердечно рада за тебя.

96. Я тобой восхищаюсь!

97. Грандиозно!

98. Красиво сказано!

99. Я верю в тебя!

Вы спросите, почему в списке 99 пунктов? А сотый способ похвалить себя и других вы придумайте сами. Мы верим, что у вас это замечательно получиться!