Современными технологиями в образовании сегодня могут похвастаться городские школы и гимназии. А что происходит в сельской местности, выясняла корреспондент МЛЫН.BY.
«Десятка» на мониторе
Родители учеников Поплавского УПК детский сад-средняя школа в Березинском районе уже давно привыкли смотреть отметки и домашние задания своего чада в сети интернет. Электронные дневники и журналы в этом учреждении образования появились еще в 2012 году. По сути это аналоги бумажных носителей, но с рядом преимуществ. Если, допустим, ребенок забыл записать задание в обычный дневник, то его всегда можно посмотреть в электронном. Кроме того, и полученную плохую отметку скрыть от родителей теперь ученику невозможно — поправить ее ресурс не позволяет.
— Пока мы не отказались от бумажных дневников и журналов. Наша школа сельская, и не у всех родителей есть возможность следить за успеваемостью своего ребенка в электронном виде. Для этого у них должен быть стабильный доступ в интернет, компьютер, ноутбук, планшет или другие гаджеты. Но родители, которые пользуются этой услугой, очень довольны. По крайней мере, ни одного плохого отзыва мы не слышали, — отмечает директор Поплавского УПК-детский сад — средняя школа Виталий Дудко. — Я ездил в командировку в одну из пражских школ, которая полностью отказалась от бумажных носителей — ни дневников, ни журналов, ни учебников в печатном виде у них больше нет. Вместо этого у каждого ребенка есть планшет.
Заместитель директора Елена Желнерович демонстрирует на экране ноутбука электронный журнал
С внедрением образовательных новшеств в учебный процесс нагрузка на учителей не увеличилась, уверяет директор. Учитель, как и раньше, вносит отметки только в бумажный журнал и дневник. В электронные носители это делает оператор ЭВМ. Но доступ к дневникам и журналам у педагога есть, и он всегда может проследить успеваемость каждого из своих учеников.
— Когда оператор ЭВМ вносит соответствующую информацию в электронный журнал, отметки и домашние задания автоматически появятся и в электронных дневниках учеников, — поясняет Виталий Дудко. — По специальному пригласительному коду школьники и их родители могут ознакомиться с этой информацией. Причем посмотреть они могут только свой профиль, доступа к другим у них нет. Кроме того, здесь можно увидеть и средний балл по каждому предмету, отследить успеваемость по четвертям благодаря специальному графику. Для нас, руководства школы и педагогов, это тоже важно. Если ребенок вдруг начал плохо учиться, то это звоночек, не случилось ли чего в семье.
По мнению директора школы, электронные дневники и журналы упростили работу педагогов. Раньше им приходилось каждую четверть готовить статистические отчеты по многим параметрам, а теперь это делается автоматически. Кроме того, стало проще проверить и обоснованность выставления той или иной четвертной итоговой отметки. Если она была поставлена без соблюдения определенных требований, то вместо черной станет красной. А значит, у администрации школы появится соответствующий вопрос учителю. Также платформа позволяет определить учеников, которые, например, учатся на 7-10 баллов, а по одному из предметов имеют 6-ку.
— Эта система достаточно совершенная. Она очень быстро дает возможность получать объективную информацию по работе каждого учителя и успеваемости каждого ученика, — подчеркивает собеседник.
Внедрение инноваций
Еще одно ноу-хау сельской школы — внедрение в образовательный процесс авторских электронных средств обучения в системе гражданско-патриотического воспитания. Чтобы сделать это, педагоги буквально за считанные месяцы постигли азы компьютерного программирования. А сейчас они охотно делятся знаниями со своими коллегами по всей республике.
— Работать в эту школу я пришел в 2011 году. Средний возраст коллектива был чуть больше 40 лет. Я видел потенциал учителей, но у многих из них было налицо профессиональное выгорание, — вспоминает Виталий Дудко. — Моя задача была заинтересовать их чем-то, и тогда я решил осуществить переход учреждения образования в режим инновационного развития. Наша школа стала единственной в области, которая попала в проект «Внедрение авторских электронных средств обучения в системе гражданского и патриотического воспитания обучающихся». С нами в нем работали еще два учреждения образования страны — из Могилева и Бобруйска. Результаты, которые мы в итоге получили, были неожиданными для всего коллектива. Более половины учителей получили сертификаты пользователей информационно-коммуникационными технологиями, стали создавать свои авторские электронные средства обучения и использовать их на уроках. Например, учитель начальных классов Людмила Красовская разработала 420 учебных занятий для первой ступени обучения. Благодаря им ее ученики гораздо быстрее учатся писать, читать и считать. А еще этому педагогу предложили регулярно публиковать свои авторские находки в журнале для учителей, в каждом из его номеров прилагается специальный диск с мультимедийным сопровождением.
Но прежде чем внедрить авторские разработки в учебный процесс, они тщательно изучаются на соответствие методическим рекомендациям. А еще их использование на уроке строго ограничено временем.
— Детям нравится работать по новым технологиям, они схватывают новый материал буквально на лету, но в такой форме проводить весь урок нельзя, — говорит Людмила Красовская. — Например, у первоклашек обучение при помощи электронных средств обучения занимает всего 5-10 минут. Родители также могут применять их для занятий со своим ребенком, но тоже дозированно.
Всего в Поплавском УПК детский сад-средняя школа за последние годы разработано 27 авторских электронных средств обучения. Предметы — самые разные: история, русский язык, математика… Опыт этого учреждения образования заметили. И сегодня оно является участником нового инновационного проекта «Внедрение модели республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» по направлению «Развитие познавательной активности учащихся средствами авторских электронных комплексов». Всего в нем задействованы 23 учреждения образования республики, три из них — из Минской области. Задача проекта — включить его участников в систему повышения квалификации педагогических работников страны.
— Обучать кадры мы можем как в очной, так и дистанционной формах, — рассказывает Виталий Дудко. — Нам поступают заявки из разных учреждений образования. Мы уже принимали на нашей базе учителей начальных классов и трудового обучения из Борисовского, Крупского, Логойского и Березинского районов.
Что сдерживает дальнейшее развитие?
— Чтобы внедрить все компоненты «Электронной школы», должна быть крепкая материально-техническая база, — считает директор Поплавского УПК детский сад-средняя школа. — Например, пока мы не можем внедрить электронную пропускную систему — возможности нашего попечительского совета очень скромные. Но в нашу школу просто так никто не зайдет, на входе есть дежурный. Кроме того, в учреждении имеются две видеокамеры, планируем установить еще шесть.
Если говорить о современных средствах обучения, то в школе имеются лингафонные кабинеты, мультимедийные комплексы, кинозал, интерактивная доска, комплекты Лего, многофункциональные печатные устройства, сканеры. По словам руководителя, этого комплекта вполне достаточно для небольшой сельской школы, в которой обучается 118 человек.
— Я был в ряде школ за рубежом, и могу сказать, что отстаем мы от них только в количестве современных средств обучения, формате печати, — добавил Виталий Дудко.
Много ли в области «Электронных школ»?
Такой вопрос мы задали начальнику центра информатизации и дистанционного образования Минского областного института развития образования Андрею Яроцкому.
— Проект «Электронная школа» внедряется во всех учреждениях образования области. Но это не только использование электронных дневников и журналов, пропускной системы в процесс, но и наличие видеонаблюдения, современных средств обучения, развитие кадрового потенциала и т.д. В текущем учебном году сервис «Электронный журнал и дневник» внедряется в учреждениях образования почти всех районов области и городе Жодино. Им охвачены 194 школы и гимназии. Если сравнивать с прошлым годом, то количество учреждений образования, использующих данный сервис, увеличилось на 31%. Лидируют школы, гимназии, учебно-педагогические комплексы Слуцкого, Молодечненского и Дзержинского районов.
Кроме того, сейчас в учреждениях общего среднего образования функционирует почти 700 компьютерных классов, 43 из них являются мобильными — в них есть ноутбуки, планшеты и другие устройства.
По сравнению с прошлым годом на 40% увеличилось и количество учреждений образования, подключенных к оптоволоконной сети Интернет, что позволяет осуществлять стабильную передачу данных и дает возможность использовать облачные сервисы на занятиях. 59% учреждений имеют локальные вычислительные сети — это позволяет педагогам и учащимся обмениваться между собой различным объемом информации и получать доступ к первичным данным.
Система контроля управления доступом есть более чем в 130 учреждениях общего среднего образования, а системами видеонаблюдения оснащены свыше 990, из них около 350 имеют IP-камеры.
Под развитием кадрового потенциала имеется ввиду обучение педагогов работе с различного рода устройствами, в том числе мобильными, повышение навыков использования информационно-коммуникационных технологий, развитие интеллектуальных и творческих качеств.