Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Новости

07.06.2019

Важенин: интернет-зависимостью страдает каждый 6-й подросток и почти каждый 5-й взрослый

Результаты исследования степени интернет-зависимости среди подростков и молодежи, которое провели специалисты РНПЦ психического здоровья, не радуют. Зависимость от интернета обнаружена у 16% подростков, из них у 2% — в тяжелой форме, когда имеются серьезные психические нарушения и требуется лечение в стационаре.

Все ли так страшно?

Умеренную степень зависимости от Сети имеют около 6-7% — в таком случае применяются разработанные методы психотерапии, в редких случаях назначаются медикаменты. У остальной группы подростков — легкая степень, этим ребятам в большинстве случаев достаточно объяснить, к чему может привести слишком долгое «зависание» во Всемирной паутине. Такие данные озвучил заведующий отделом психических и поведенческих расстройств Республиканского научно-практического центра психического здоровья Михаил Важенин.

Специалист убежден: дети до трех лет вообще не должны пользоваться гаджетами. Максимум — ребенку можно показывать мультфильмы, но не больше 5-10 минут в день. Иначе, по его словам, есть риск стать потенциальным пациентом РНПЦ психического здоровья в будущем.

Михаил Важенин привел показательный пример:

— В наш центр попал подросток 14 лет с простой формой шизофрении. Мать посадила его за компьютер в 3 года, в 8 он уже перестал ходить в школу, а в 14 ему потребовалась помощь специалистов. Компьютерная зависимость — прогрессирующее психическое расстройство, которое приводит к слабоумию. А современные дети уже до года сами умеют включать гаджет, ставить себе мультики. Казалось бы, что в этом плохого? Однако проблемы могут появиться позже, в школе — в виде задержек в развитии, гиперактивности, рассеянности и т.д. Родители должны помнить: «сидение в гаджетах» — пустое времяпрепровождение, оно для удовольствия. При этом Интернет затягивает: не успеешь оглянуться, как ребенок начинает проводить там по 7-8 часов в день.

Что касается результатов исследования интернет-зависимости у молодежи, то там цифры посерьезнее. Зависимость наблюдается почти у 20% молодых людей в возрасте 17-29 лет. И в этой статистике не обошлось без примера:

— К нам с симптомами шизофрении попал один из программистов. Он трое суток безвылазно просидел за компьютером, — пояснил представитель РНПЦ психического здоровья.

Как гаджеты влияют на ребенка?

При чрезмерном использовании гаджетов мозг ребенка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, при этом испытывается дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях. Другими словами, мозг развивается тогда, когда испытывает на себе все виды раздражителей окружающей среды. Если их нет, то он это делает либо медленно, либо вовсе перестает развиваться. А стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, интернетом, телевидением связано с задержками в развитии.

— Яркие зрительные образы вызывают эмоции, но оставляют равнодушными мышление ребенка. Речь и вербальное мышление у детей, которые сидят в гаджетах, развиты недостаточно, — поясняет медицинский психолог Городского детского психиатрического диспансера Алина Шилова. — Для нормального развития ребенку необходимо общаться с другими людьми. Это основа понимания собеседников, себя, самого мира. Общение для психики — то же самое, что питание для тела. Вытеснение из жизни ребенка реального взаимодействия с окружающим миром может привести к развитию замкнутости, большого количества страхов и неготовности к жизни в социуме. К тому же, игры не развивают способностей трудиться, прилагать усилия к достижению чего-либо. Зачем? Если в виртуальном мире в один клик преодолеваются все трудности, а многие понятия оцениваются примитивно: смайликами и лайками.

Еще один тревожный фактор — отчуждение ребенка от своей культурной среды. В современных западных играх другие ландшафты, интересы, модели взаимодействия между людьми, чужеродные традиции. Ребенок может не справиться с переизбытком информации, получаемой с помощью современных технических устройств. Это приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы. Дети становятся неуравновешенными, рассеянными, не способными контролировать свои действия, у них появляется плохое самочувствие. К тому же жестокость в играх находит отражение и в реальной жизни. Ребенок получает готовую схему, как можно действовать в той или иной ситуации. Причем последствия жестокости и насилия с экрана могу проявиться не сразу, а в будущем.

Психолог назвала еще и такую опасность: у ребенка происходит потеря всех приоритетов перед гаджетом — ничего другого он делать не хочет. И тут сами родители становятся неконкурентоспособными. Развлечения могут стать центральным местом в жизни ребенка.

Среди рисков и такой пункт: дети слишком доверяются миру интернета, не подозревая, что собеседник может оказаться плохим человеком.

— Легкодоступная информация, не фильтрованная в плане психологической безопасности, может произвести негативное воздействие на психику маленького ребенка, — считает Алина Шилова. — Было много случаев, когда маленькие дети совершали противоправные действия, насмотревшись их в интернете. И когда мы выясняем у мамы, чем обычно занимается ее ребенок, она отвечает, что сидит в интернете — оказывается, у него там неограниченный доступ с четырех лет. А на вопрос, что он смотрит, мама сказать затрудняется.

Как дополнила коллегу врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков отдела гигиены санитарно-эпидемиологической службы города Минска Ирина Позняк, использование гаджетов, начиная с раннего возраста, несет за собой проблемы физического развития.

— Это сказывается на освоении моторных и двигательных навыков в первые годы жизни ребенка, — обращает внимание врач-гигиенист. — У более старших детей мануальные терапевты отмечают такое изменение во внешнем виде, как «телефонная шея». То есть из-за неправильной позы напрягаются совершенно другие мышцы шеи, и человек приобретает определенный вид.

Также использование портативных средств обучения и персональных компьютеров приводит к болям в запястье, сказывается на зрении. При обучении навыкам чтения некоторые дети говорят, что им больно читать с бумажного текста. Просто они привыкли это делать с компьютера или телефона, напрягая и развивая совершенно другие мышцы. Более того, взгляд ребенка носит бегающий характер, ему сложно сфокусировать внимание на статическом объекте.

А еще дети, которые много времени проводят за гаджетами, имеют дисгармоничное физическое развитие как в сторону увеличения массы тела, так и в сторону снижения.

 Сколько времени детсадовцы и школьники могут проводить с гаджетом в руках?

По словам Ирины Позняк, для детей 5-6 лет в официальных документах нет норм времени, которое им рекомендуется пользоваться гаджетами без ущерба для здоровья. Считается, что в этом возрасте давать им различные электронные устройства нельзя.

Что касается более старших детей, норматив времени есть. Но про использование гаджетов в свободное время речи вообще не идет. В зависимости от возраста детей, для учеников начальной школы рекомендуется не более одного занятия в день (45 минут), для учеников 5-11 классов — не более двух занятий (90 минут), на старшей ступени образования — не более трех. Продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда на экране стационарного монитора, для ученика первого класса должно составлять 10 минут, при использовании портативного устройства (планшета) — 7 мин. Для обучающихся 2-4-х классов на стационарном устройстве — 15 мин, портативном — 10. Для учащихся старших классов отводится чуть больше времени.

При этом при проведении занятий с компьютерными средствами обучения должны проводиться регламентированные перерывы, а также занятия, направленные на снятие статического и зрительного напряжения, то есть гимнастика.

Что делать?

Эксперты сошлись во мнении: полностью запрещать детям пользоваться гаджетами не стоит. Гораздо правильнее выбрать разумное ограничение.

— Родители должны помнить, что до 18 лет они полностью отвечают за ребенка. А значит, должны не просто дать ему гаджет и доступ в интернет, а научить пользоваться им, интересоваться, что он там делает, какие сайты посещает, — рекомендует начальник управления информационных образовательных технологий Национального института образования Ирина Харевич. — Желательно установить родительский контроль на компьютер и телефон, который будет ограничивать действия ребенка.

Вместе с тем полностью оставлять современного школьника без смартфона неразумно. По словам Ирины Харевич, для подростков такое устройство — элемент престижа. Ребенку трудно придется в школе, если у всех будет смартфон, а у него обычный кнопочный телефон.