Разделы сайта

Главная

Концепция ресурсного центра учреждения образования

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
(одобрена коллегией Министерства образования Республики Беларусь, постановление коллегии от 26.09.2012 г. № 13.8)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Концепция разработана на основе обобщения опыта функционирования ресурсных центров учреждений образования Республики Беларусь, учреждений образования Российской Федерации и направлена на выполнение пункта 7.3. протокола поручений Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 20, данных 29 августа 2011 г. по итогам совещания с педагогическим активом Республики Беларусь, поручения Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2012 № 05/105-558.

Общая идея концепции - необходимость опережающей подготовки квалифицированных кадров в условиях формирования конкурентоспособных и инновационных промышленного, строительного, сельскохозяйственного комплексов и сферы услуг и реализации отраслевой стратегии оптимизации бюджетных расходов на образование требует модернизации образовательной сферы, внедрения новых форм и методов организации образовательного процесса, в том числе создания и развития сетевой инфраструктуры - сети ресурсных центров. Ресурсный центр концентрирует и обеспечивает доступ к дефицитным и дорогостоящим ресурсам обучающихся нескольких учреждений образования, независимо от их подчиненности и формы собственности. Ресурсный центр выступает как обособленное или структурное подразделение учреждения образования, в котором созданы условия для качественного освоения обучающимися учреждений образования учебных программ производственного обучения, практики, приобретения практических навыков работы на современном оборудовании при освоении ими образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых.

           

2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ КОНЦЕНТРАЦИИ РЕСУРСОВ

Классификация ресурсов как объектов управления

№ п/п

Ресурсы

1.

Человеческие ресурсы: обучающиеся, кадровый потенциал заказчиков кадров, квалификация кадров.

2.

Кадровые ресурсы: педагогические работники учреждений образования, уровень их квалификации.

3.

Материальные ресурсы: приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, материалы, продукция.

4.

Финансовые ресурсы: источники и каналы финансирования, объемы финансирования.

5.

Технологические ресурсы: инновационные образовательные и производственные технологии как товар или услуга.

6.

Информационные ресурсы: информация, взаимоотношения, информационно-коммуникационные системы, социальные сети, базы данных.

7.

Инфраструктурные ресурсы: средства и технологии маркетинга услуг.

 

Принципы концентрации ресурсов можно определить следующим образом:

– профильный  – концентрация современного оборудования, других ресурсов по отдельному профилю или  профилям образования. Требуется оснастить ресурсные центры значительным количеством оборудования (разных типов и видов), необходимого для реализации образовательных программ по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), относящимся к одному или нескольким профилям  образования;

– специализированный – концентрация современного оборудования, других ресурсов по отдельным специальностям. Требуется оснастить ресурсные центры оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ по специальности (направлению специальности, специализации);

– технологический – концентрация современного оборудования, других ресурсов для освоения определенной технологии (на межотраслевой основе). Требуется оснастить ресурсные центры небольшим количеством оборудования, широко применяемого в различных отраслях, которое необходимо для обучения по отдельным темам учебных программ при подготовке по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), входящим в разные профили образования.

 

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

1. Создание условий для приобретения обучающимися учреждений образования навыков работы на современном оборудовании преимущественно при подготовке специалистов, рабочих для высокотехнологичных, наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

2. Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс в учреждениях образования инновационных технологий производственного обучения, практики, научно-методического, программного, тестового обеспечения.

3. Проведение опытно-экспериментальных работ, апробация учебных тренажеров, лабораторного оборудования, средств обучения.

4. Обеспечение потребителей доступными информационными материалами, формирование библиотеки современной технической литературы.

5. Оказание консультационных, маркетинговых и аналитических услуг, организация поддержки при проведении, семинаров, конференций и т. п.

На базе ресурсных центров также может быть создана система независимой аттестации обучающихся.

 

4.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ

Созданию ресурсных центров предшествует подготовительная работа по следующим направлениям:

– планирование размещения ресурсных центров;

– планирование развития ресурсных центров;

– планирование сетевой инфраструктуры ресурсных центров (каналов связи; телекоммуникационных узлов; средств доступа ресурсных центров в научно-образовательные сети и Интернет; систем связи с ассоциациями работодателей и производителями оборудования и технологий).

Для создания ресурсных центров необходимо:

1. Для каждого региона и республики в целом одновременно с процессом оптимизации сети учреждений образования определить направления образования, профили образования или отдельные специальности и квалификации, по которым целесообразно создавать ресурсные центры, тип организационной структуры и модели ресурсных центров.

Это можно сделать на основе анализа:

– перспектив развития отраслей экономики;

– определения наиболее востребованных профессий предприятиями, прежде всего машиностроительного, сельскохозяйственного, строительного, энергетического профилей, предприятий деревообработки, внедряющих современное оборудование (технологии), и другим, по которым целесообразно приобретение дорогостоящего оборудования;

– востребованности услуг ресурсного центра учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, организациями, физическими лицами (предполагаемые объемы обучающихся в ресурсном центре);

– возможности проведения производственной практики в организациях. В ресурсном центре целесообразно давать основные практические навыки работы на сложном дорогостоящем оборудовании. Для производственной практики учебными программами предусматривается выполнение обучающимися широкого спектра учебно-производственных заданий, что не представляется возможным обеспечить в условиях ресурсного центра (особенно при ориентации учреждений образования на выпуск полезной продукции при проведении практического обучения). Совершенствование навыков работы целесообразно осуществлять непосредственно в организациях-заказчиках кадров.

По результатам анализа планируется сеть ресурсных центров на республиканском и региональном уровнях. При этом по профилям образования (направлениям специальностей, специализациям), подготовку по которым осуществляют небольшое количество учреждений образования, целесообразно предусматривать создание ресурсных центров на республиканском уровне.

2. Определить учреждения образования, преимущественно осуществляющие подготовку по данному профилю, специальности (направлению специальности, специализации), на базе которых целесообразно создавать ресурсные центры определенного типа с учетом наличия и состояния оборудования, наличия площадей для размещения дополнительного оборудования, мест для проживания обучающихся, квалифицированных педагогических работников, удаленности учреждения от потребителей услуг ресурсного центра и т.д., а также с учетом действующей сети ресурсных центров учреждений профессионально-технического образования.

3. Определить для каждого создаваемого ресурсного центра перечни приобретаемого оборудования. При этом оснащать его необходимо самым современным и перспективным для применения в организациях оборудованием, в том числе импортного производства. Следует обеспечить 100% оснащенность ресурсного центра оборудованием, материалами, инструментами, необходимыми для практического обучения и регулярное их обновление. Это даст возможность при необходимости (в зависимости от потребностей учреждений образования, организаций) проводить полный курс практического обучения, либо его часть.

Возможные риски при создании ресурсных центров:

– отсутствие комплексного нормативного правового акта, регулирующего деятельность ресурсных центров различного типа;

– отсутствие сетевого взаимодействия между учреждениями образования разной подчиненности и формы собственности;

– отсутствие стимулов, в том числе экономических, для организаций-производителей оборудования, организаций-заказчиков кадров, способствующих их заинтересованности и участию в создании ресурсных центров в связи с несовершенством законодательства, слабой конкуренцией на рынке товаров и услуг в ряде секторов экономики;

– несовершенство системы оценки качества подготовки кадров,  отсутствие системы независимой аттестации обучающихся;

– несовершенство системы социального партнерства, что препятствует пониманию преобразований со стороны руководителей учреждений образования, их социальных партнеров;

– ограниченность ресурсов (материальных, финансовых, технологических, информационных, инфраструктурных), необходимых для эффективного функционирования ресурсных центров;

– недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами необходимой квалификации для решения в полном объеме задач, возлагаемых на ресурсные центры;

– несовершенство механизмов регулярного целевого финансирования и обеспечения оборудованием ресурсных центров, в том числе отсутствие механизмов их финансирования из различных источников;

– невозможность осуществления концентрации высокотехнологичных ресурсов только за счет бюджетных средств, без участия организаций-производителей оборудования, организаций-заказчиков кадров.

 

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ

Нормативные правовые: нормативное правовое обеспечение эффективной деятельности ресурсных центров.

Научно-методические: повышение квалификации и переподготовка педагогических работников ресурсных центров, их участие в разработке научно-методического обеспечения.

Организационно-методические: использование современных информационных и коммуникационных технологий, координация  взаимодействия  и организация обмена информацией с потребителями услуг ресурсных центров, а также издательская деятельность по вопросам обучения на современном оборудовании и внедрения новых образовательных технологий.

Организационно-финансовые: создание ресурсных центров предполагается на высвобождаемых в ходе оптимизации учреждений образования площадях с учетом принципа оптимальной удаленности пользователей и их прогнозируемого количества, с использованием материально-технической базы учреждений образования, формируемой за счет средств бюджета, внебюджетных средств учреждений образования, а также переданных в установленном законодательством порядке средств организаций-производителей оборудования, организаций-заказчиков кадров.

При разной подчиненности учреждений образования, на базе которых созданы ресурсные центры, и учреждений образования, направляющих обучаемых в ресурсные центры, необходимо выработать механизм финансирования образовательных услуг, оказываемых ресурсными центрами. Оказание образовательных услуг другим организациям, физическим лицам осуществляется на основе возмещения ими затрат учреждения образования.

Организационно-кадровые: укомплектование ресурсных центров высококвалифицированными кадрами, создание эффективной системы повышения их квалификации, использование гибкой системы стимулирования участников образовательного процесса. Возможное привлечение к работе в ресурсных центрах специалистов организаций-производителей оборудования, организаций-заказчиков кадров.

Организационно-управленческие: создание системы взаимодействия ресурсных центров с органами управления образованием, организациями, в том числе учреждениями образования, потребителями услуг, организациями-производителями оборудования, организациями-заказчиками кадров.

 

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Реализация концепции позволит обеспечить создание сети профильных ресурсных центров учреждений образования преимущественно регионального значения, по отдельным специальностям, профессиям – республиканского значения.

Начиная с 2013 года планируется в первую очередь создавать ресурсные центры для промышленного комплекса (предусмотрено Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.07.2012 № 622).

По мере правового регулирования деятельности ресурсных центров, проработки вопросов по их созданию с органами управления отраслями экономики и достижения соответствующих соглашений, включая соответствующие мероприятия в отраслевые и региональные программы развития, будет создаваться и совершенствоваться сеть ресурсных центров для других отраслей экономики.