Разделы сайта

Главная

Педагогам

Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся в социально опасном положении

Задачи:

  • планирование работы с несовершеннолетним и его семьей на каждом уровне;
  • анализ выполнения запланированных видов помощи и их результативности;
  • привлечение к работе с несовершеннолетним и его семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;
  • выбор уровней работы с несовершеннолетним и его семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.

Социально-педагогическая помощь

Организация бесплатного питания для детей из неблагополучной семьи (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу).

Бесплатное посещение дошкольных учреждений для детей из малообеспеченных семей и детей с особенностями психофизического развития. Индивидуальная работа учителей с педагогически запущенными детьми и подростками по специальным программам.  Предоставление вариативности образования для детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.

Организация летнего отдыха и оздоровление детей; бесплатного оздоровительного отдыха детей-инвалидов и детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей.

Помощь в трудоустройстве родителей, в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости.

Оказание материальной помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях. Оказание единовременной материальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Координационно-посредническая помощь, обеспечивающая согласованность усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству, в оказании помощи детям, нуждающимся в государственной помощи и поддержке.

Интеграция детей и подростков в общество и школьную жизнь.

Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье.

Контроль  посещения несовершеннолетним учебных занятий.

Обеспечение занятости детей в кружках, секциях, факультативах.

Контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам.

Индивидуальные занятия с ребёнком в том числе и по тем предметам, в которых обнаруживается отставание.

Формирование у ребёнка гигиенических навыков.

Консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка.

Просвещение родителей с целью формирования критического  отношения к социально опасным явлениям.

Медицинская помощь

Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей. Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований).

Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности. Медицинское обследование и лечение. Санитарное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской.

Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году принято решение о двукратном обеспечении бесплатными путевками в оздоровительные лагеря детей-сирот).

Профилактика избытка или дефицита микроэлементов (иодирование и фторирование соли, воды и продуктов питания).

Материальная помощь

Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства).

Обеспечение топливом к зимнему периоду.

Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд «Милосердие», фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, исполкомов местных советов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.)

Психологическая помощь

Организация консультаций психологами учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОР, медицинских учреждений.

Организация психологической помощи по месту учебы.

Бесплатное обслуживание психологами всех категорий детей в социально-педагогических и медицинских учреждениях.

Проведение реабилитационных программ по оказанию помощи детям и подросткам, имеющим эмоциональные нарушения, агрессивные формы поведения.

Проведение с детьми и подростками занятий по психологии, способствующих их нормальному психическому развитию. Проведение психокоррекционных программ по изменению отношения к себе и другим, умению сотрудничать, договариваться, по повышению самооценки и т.д. Проведение психотерапии, упражнений, тренингов, активных форм занятий, направленных на изменение себя и стиля жизни.

Сопровождении процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка).

Просвещении родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления психического здоровья ребёнка.

Коррекционно-развивающих мероприятиях, направленных на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.

Сбор информации о ребенке  за все время обучения в учреждении образования – результаты всех  возрастных психодиагностических минимумов для формирования индивидуальной картины развития.

Проведение индивидуального обследования на основании психодиагностического пакета, разработанного для  конкретного несовершеннолетнего  (всякая диагностика должна завершаться аналитической запиской с указанием   прогноза развития и рекомендаций для педагогов).

Консультации педагога-психолога по результатам диагностики педагогов и родителей  по поводу особенностей построения отношений с ребенком.

Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия на дефпункте, в ЦКРОиР.

Правовая помощь

Помощь в реализации родительских прав.

Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Помощь в сборе документов и обращении в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам). 

Предоставление бесплатного адвоката при совершении правонарушений детьми и подростками данных категорий. Защита прав и законных интересов детей специалистами органов и учреждений образования.

Вспомогательный материал для составления

Индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

1.Выяснение социальной ситуации, в которой оказался несовершеннолетний и семья.

2.Социальный патронат семьи. Регулярное целенаправленное посещение семьи, наблюдение и контроль за ее состоянием.

3.Обучение несовершеннолетнего хозяйственно-бытовым навыкам, умению планировать бюджет, экономить, соблюдать гигиенические нормы жизни.

4.Просвещение членов семьи по проблемам пьянства, алкоголизма, наркомании, СПИДа, венерических заболеваний, разумного планирования семьи.

5.Предоставление информации (адреса, перечень услуг) об учреждениях и организациях, оказывающих населению различные виды помощи.

6.Привлечение к работе с семьей общественных фондов, благотворительных, религиозных организаций.

7.Привлечене к работе с семьей ресурса родственников, соседей, товарищей по работе. Преодоление социальной изоляции и размывание неблагополучного социального окружения (использование возможностей ДК, библиотек, клубов по интересам и др.).

8.Помощь в оформлении:

  • пенсий, пособий;
  • документов на инвалидность и льгот по социальному обеспечению;
  • паспорта, прописки, свидетельства о рождении, гражданства.

9.Ходатайства и содействие в трудоустройстве.

10.Поиск и восстановление родственных и семейных связей.

11.Помощь в поступлении в ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы после окончания школы.

12.Организация обучения ребенка по программе в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем развития несовершеннолетнего.

13.Организация дополнительных и поддерживающих занятий для слабоуспевающих учеников.

14.Привлечение несовершеннолетних к работе спортивных секций, кружков по интересам.

15.Обеспечение комфортных условий для несовершеннолетних в процессе обучения.

16.Педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, конференции, консультации).

17.Педагогический патронат. Контроль за успеваемостью и обеспечением несовершеннолетнего необходимыми условиями для учебы и развития.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

1.Индивидуальная диагностика по проблеме семьи.

2.Индивидуальное консультирование по выявленной проблеме.

3.Семейное консультирование.

4.Проведение индивидуальных и групповых занятий по проблемам коммуникативных умений, коррекции поведения, работа с зависимостями и др.

5.Развивающие занятия с детьми младшего школьного возраста.

6.Психолого-медико-педагогическое обследование несовершеннолетнего в ГЦКРОиР.

7.Индивидуальные коррекционные занятия педагога-психолога и педагога социального с несовершеннолетним.

8.Групповая коррекционная работа педагога-психолога и педагога социального с несовершеннолетними по схожим проблемам.

9.Помощь учителя-дефектолога.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

1.Углубленный медицинский осмотр и обследование узкими специалистами для оценки общефизического состояния несовершеннолетнего, выявления хронических патологий и определения группы здоровья.

2.Наркологическая помощь родителям.

3.Организация оздоровления и санаторного лечения несовершеннолетнего по медицинским показаниям.

4.Проведение профилактических прививок.

5.Организация лечебного питания и закаливания.

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

1.Правовое просвещение. Ознакомление несовершеннолетних и родителей с законодательством РБ по семейным отношениям, правам ребенка, обязанностям родителей и т.д.

2.Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних в ситуациях конфликта с законом или в суде.

3.Практическая помощь при обращениях в правоохранительные органы и суды.

Основные направления деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних :

 Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН)

- изучает ситуацию по месту жительства;

- оказывает содействие в  организации занятости, трудоустройстве несовершеннолетних, находящихся в СОП;

- рассматривает положение дел в семье на заседании КДН (по собственной инициативе и по ходатайству заинтересованных служб);

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

осуществляет меры, предусмотренные законодательством, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

разрабатывают комплексные мероприятия (программы) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также контролируют их реализацию; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

обобщают и распространяют положительный опыт работы органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывают им организационно-методическую помощь;

проводят правовую пропаганду среди несовершеннолетних, педагогических коллективов и общественности; осуществляют меры по защите, восстановлению и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

осуществляют контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обращаются в суд по вопросам, связанным с помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

дают согласие на досрочное по инициативе учреждения образования прекращение образовательных отношений с несовершеннолетним обучающимся, осваивающим содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования и не освоившим содержание образовательной программы базового образования; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей, связанные с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно- воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также осуществляют иные функции по оказанию социальной помощи несовершеннолетним, предусмотренные законодательством; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

привлекают граждан, имеющих педагогическое образование или опыт работы с несовершеннолетними, с их согласия для оказания помощи родителям, опекунам или попечителям в воспитании несовершеннолетних, указанных в абзацах шестом - семнадцатом части первой статьи 5 настоящего Закона; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

приглашают на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и иных граждан; вносят представления в государственные органы и иные организации с целью устранения нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

направляют сообщения в органы прокуратуры в случаях нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

вносят предложения о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях неисполнения ими постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, а также непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссий по делам несовершеннолетних; применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей, иных лиц в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

выполняют функции органов опеки и попечительства при вынесении решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение; (абзац введен Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством. Порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних определяется Правительством Республики Беларусь.

Органы управления образованием, учреждения образования

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

осуществляют меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организуют в отношении несовершеннолетних индивидуальную профилактическую работу;

 осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, социально-педагогических учреждений;

 участвуют в организации во внеучебное время досуга и временной трудовой занятости несовершеннолетних обучающихся;

 организуют и осуществляют научно-методическое обеспечение образования, научно- методическое обеспечение программ воспитания;

 осуществляют координацию деятельности подчиненных им организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 оказывают содействие детским и молодежным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством. Учреждения образования при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции: оказывают социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь несовершеннолетним обучающимся;

 выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

 организуют во внеучебное время досуг и временную трудовую занятость несовершеннолетних обучающихся;

 реализуют программы воспитания;

 создают советы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, порядок деятельности которых определяется Министерством образования Республики Беларусь;

 осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством. Детские дома, детские деревни (городки), школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полномочий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, в соответствии с законодательством создают условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

в том числе органы опеки и попечительства

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

устанавливают опеку и попечительство в отношении несовершеннолетних в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

 обращаются в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, если эти несовершеннолетние не приобрели дееспособности в полном объеме;

 участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 настоящего Закона, если они остались без попечения родителей, а также осуществляют меры по защите имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

 (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством

Органы внутренних дел

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специальными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:

- инспекции по делам несовершеннолетних;

- приемники-распределители для несовершеннолетних.

Другие подразделения органов внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают необходимое содействие инспекциям по делам несовершеннолетних и приемникам-распределителям для несовершеннолетних. Порядок организации деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется Министерством внутренних дел Республики Беларусь. (часть четвертая статьи 20 введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

Инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН)  РУВД

- организует  профилактическую работу с несовершеннолетними, состоящими на учете в ИДН;

- принимает  меры по   коррекции поведения групп учащихся с антиобщественным поведением;

- организует профилактическую работу с  родителями детей, состоящих на учете в  РОВД.

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Инспекции по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции: выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений либо совершающих в отношении несовершеннолетних правонарушения, а также родителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе нуждающихся в государственной защите, и в установленном порядке направляют их в соответствующие органы или учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, либо в иные учреждения; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в части второй статьи 22 настоящего Закона, для рассмотрения возможности их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних;

 участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям, опекунам или попечителям мер воздействия, предусмотренных законодательством; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

вносят предложения о применении к несовершеннолетним мер воздействия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

 информируют заинтересованные органы, учреждения и иные организации о фактах безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, а также им способствующих причинах и условиях; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

уведомляют родителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, указанных в абзацах шестом - семнадцатом части первой статьи 5 настоящего Закона, а также их родителей, опекунов или попечителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

изучают состояние воспитательной работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, в учебных, культурно-развлекательных, спортивно- оздоровительных учреждениях, иных организациях, кружках и клубах по месту жительства, а также по месту учебы (работы) несовершеннолетних;

 доставляют в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также безнадзорных и беспризорных; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

вносят в соответствующие государственные органы и иные организации предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, их родителей, опекунов или попечителей,не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

вносят в соответствующие государственные органы и иные организации предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений. Государственные органы и иные организации обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить инспекциям по делам несовершеннолетних о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

принимают участие в рассмотрении соответствующими государственными органами материалов о правонарушениях несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

ведут учет правонарушений, совершенных несовершеннолетними, учет родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, а также собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчетности; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством

Приемники-распределители для несовершеннолетних

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Приемники-распределители для несовершеннолетних в пределах своей компетенции: обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и информируют об этом заинтересованные органы, учреждения и иные организации; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях. (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З) В приемники-распределители для несовершеннолетних могут быть помещены несовершеннолетние: направляемые по приговору суда или по решению суда в специальные учебно- воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно- воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения - в случаях, предусмотренных частью седьмой статьи 26 настоящего Закона; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, безнадзорные или беспризорные - до установления их личности и передачи специальным учебно-воспитательным учреждениям, специальным лечебно- воспитательным учреждениям либо родителям, опекунам или попечителям; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

в отношении которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний, - в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими общественно опасных деяний, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

совершившие деяния, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, - в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь. (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З) Основаниями для помещения несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних являются: приговор суда или решение суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце втором части второй настоящей статьи;

 определение суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в абзацах третьем - шестом части второй настоящей статьи. В исключительных случаях несовершеннолетние, указанные в абзацах четвертом - шестом части второй настоящей статьи, могут быть помещены в приемники-распределители для несовершеннолетних на основании постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя. В этом случае материалы на несовершеннолетних в течение трех суток после их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних представляются в суд для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении. О помещении в приемники-распределители для несовершеннолетних лиц, указанных в абзацах четвертом - шестом части второй настоящей статьи, не позднее 24 часов уведомляются прокурор и комиссия по делам несовершеннолетних по месту расположения приемника- распределителя для несовершеннолетних. Несовершеннолетние, указанные в части второй настоящей статьи, могут находиться в приемнике-распределителе для несовершеннолетних в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 дней, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, - не более 60 дней. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании определения суда на срок до 15 дней. (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 250-З) Во время нахождения несовершеннолетнего в приемнике-распределителе для несовершеннолетних не входят: период карантина в приемнике-распределителе для несовершеннолетних, объявленного органом управления здравоохранением или государственной организацией здравоохранения; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена документом государственной организации здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор или решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение. (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З) Администрация приемников-распределителей для несовершеннолетних осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства. (часть восьмая статьи 22 в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З

Опорный пункт охраны правопорядка РУВД

- проводит профилактическую работу с  совершеннолетними лицами, состоящими на профилактических учетах в ОПОП;

- готовит материалы для направления совершеннолетних лиц в ЛТП (в случаях, предусмотренных законодательством);

- готовит материалы для  ограничения совершеннолетних лиц в дееспособности (в случаях, предусмотренных законодательством).

Подразделения криминальной милиции

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Подразделения криминальной милиции в пределах своей компетенции: предупреждают, выявляют и пресекают преступления несовершеннолетних, а такжеустанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; (в ред. Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 417-З)

выявляют несовершеннолетних, входящих в организованные группы или преступные организации, и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов; (в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 84-З)

выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного характера, совершивших побеги из учреждений уголовно- исполнительной системы или самовольно ушедших из дома, детского интернатного учреждения, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений или приемников-распределителей для несовершеннолетних; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством. Сотрудники криминальной милиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные статьей 21 настоящего Закона. (в ред. Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 417-З

Учреждения здравоохранения

- оказывают  наркологическую помощь (по обращению);

- оказывают медицинскую помощи, в том числе лечение у специалистов (по обращению);

- осуществляет профилактическую медицинскую работу по предотвращению условий, приводящих к СОП несовершеннолетнего.

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Органы управления здравоохранением при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции осуществляют:развитие сети организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним;

 иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством. Государственные организации здравоохранения при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции: оказывают медицинскую помощь несовершеннолетним;

 обеспечивают в установленном порядке круглосуточный прием и содержание несовершеннолетних в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите;

 оказывают консультационную помощь работникам органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям, опекунам и попечителям несовершеннолетних;

 проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо иных одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлено в соответствии с законодательством;

 (в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 84-З) оказывают медицинскую помощь несовершеннолетним, страдающим заболеваниями, передаваемыми половым путем, и проводят эпидемиологическое расследование случаев таких заболеваний;

 осуществляют в установленном порядке медицинское освидетельствование несовершеннолетних при направлении их в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения;

 выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

 осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

Территориальный центр социального обслуживания населения (ТЦСОН)

- оказывает гуманитарную помощь (по обращению);

- назначает государственную адресную помощь (единовременную; ежемесячную; на детское питание для детей первых  2-х лет жизни; возмещение  средств на подгузники; средства технической реабилитации).

- ответственны за материальную помощь многодетным семьям, семьям с ребенком-инвалидом.

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

организуют комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

 предоставляют бесплатно социальную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей либо по инициативе должностных лиц органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З) используют современные методики и технологии социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семей;

 выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальной помощи, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной помощи и реабилитации;

 принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными, беспризорными, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах, созданных в учреждениях и организациях социального обслуживания;

 осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством

Управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома

- рассматривает на Совете по Национальной программе демографической безопасности  вопрос о включении граждан в список нуждающихся  в замене электропроводки, ремонте печи (при наличии заключения РОЧС).

Отдел занятости управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома:

- оказывает содействие в трудоустройстве родителей и иных взрослых членов семьи, направлении на курсы (по обращению).

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Органы по труду, занятости и социальной защите при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции: участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних;

 обеспечивают бронирование рабочих мест для несовершеннолетних и последующее их трудоустройство;

 выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении;

 осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

Учреждения, подведомственные отделу культуры райисполкома, отделу физической культуры, спорта и туризма райисполкома

-  организуют  посещение детьми, находящимися в СОП, объединений по интересам в учреждениях культуры;

- информируют  отдел образования о регулярности таких посещений (ежеквартально).

Районный комитет общественного объединения «БРСМ»

- оказывает содействие в трудоустройстве несовершеннолетних на летний период (в возрасте от 14 лет);

- привлекает несовершеннолетних к работе волонтерских отрядов, мероприятиям, проводимым по линии БРСМ (в возрасте от 14 лет);

-  проводит работу с семьями, где возраст супругов до 31 года.

Наниматель, комиссия содействия семье и школе на предприятиях, хозяйствах, учреждениях и организациях района (см. ссылку):

- привлекает родителей к культурно-досуговым, спортивным мероприятиям по месту работы;

- оказывает единовременную  материальную помощь;

- выделяет путевки  несовершеннолетним в детский оздоровительный лагерь.

В тех случаях, когда один из родителей страдает алкогольной зависимостью,  возможна запланированная беседа с членами коллектива, в котором работает родитель, с целью формирования у него мотивации   к изменениям. Не следует забывать, что  в реализации индивидуального плана допускается использование административного ресурса -  действий органов внутренних дел, местной исполнительной власти,  трудовых коллективов. В связи с этим  учреждение образования вправе обращаться за помощью во все структуры, задействованные в  реализации Декрета № 18.

Иные органы и организации, осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

участвуют в организации досуга и временной трудовой занятости несовершеннолетних;

 привлекают несовершеннолетних к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, способствуют их приобщению к здоровому образу жизни, ценностям отечественной и мировой культуры;

 взаимодействуют с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 оказывают содействие социально-педагогическим учреждениям, специальным учебно- воспитательным учреждениям, специальным лечебно-воспитательным учреждениям, инспекциям по делам несовершеннолетних и приемникам-распределителям для несовершеннолетних в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Государственные органы, в которых предусмотрена военная служба, принимают в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем организации и проведения профильных лагерей, зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воинские части в качестве воспитанников в порядке, установленном законодательством

Помощь семье планируется и оказывается с учетом специфики реального положения семьи, возраста детей. Основными условиями при организации работы с семьями являются следующие:

  • анализ результатов, диагностика;
  • постановка общей цели работы с семьей и несовершеннолетним
  • постановка целей для каждого этапа и направления деятельности;
  • анализ выполнения программы и ее результативность;
  • привлечение к работе с семьей широкого  круга компетентных специалистов.

В разделе Индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, «Основные показатели и характеристика социально опасного положения несовершеннолетнего» прописываются критерии и показатели социально опасного положения, которые привели к постановке на учет и требуют   социально-психолого-педагогической реабилитации.  В графах «Сроки контроля выполнения», «Сроки реализации» прописываются конкретные даты и сроки. Не допускается употребление слов «постоянно», «регулярно». 

Эмоциональное выгорание

ИзображениеСиндром выгорания - это счёт, который предъявляет психика за уже давно отчуждённую, бедную отношениями жизнь.

     Эмоции — это наша жизнь. Мы можем радоваться, злиться, негодовать, грустить, ненавидеть. При этом психоэмоциональные перегрузки накапливаются в организме, стрессы провоцируют эмоциональные переживания, которые выжимают остатки сил из человека и могут привести к хроническому состоянию стресса.  Постепенно эмоции буквально покидают нас, в итоге остается только пустота. Что это — кризис или же просто усталость? Нет, это эмоциональное выгорание.

     Возможно, вы уже слышали о профессиональном выгоранииЭтот термин в последнее время постоянно на слуху, так как многие люди не находят себя в жизни и не могут реализоваться на работе. Спросите, какое отношение профессиональное выгорание имеет к эмоциональному? Самое прямое, ведь по сути это все одно и то же.

    Профессиональное выгорание — это истощение нервных, психических и физических сил, из-за которого не хочется работать. Как пишут в энциклопедиях: «выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной жизненной установке в отношении работы».

     У людей синдром эмоционального выгорания встречается очень часто. И таких несчастных на самом деле намного больше, чем вы думаете. Можно даже сказать, что весь социум подвержен эмоциональному выгоранию. День за днем мы не получаем эмоций, а больше отдаем их, жизнь становится серой и скучной, а окружающих начинаешь воспринимать «по шаблону» — все люди одинаковые, от них ничего нового не дождешься и т. д. Часто по отношению к другим можно чувствовать агрессию или же полное безразличие.

     Естественно, есть люди, которые входят в группу риска эмоционального выгорания. В основном это те, профессия которых обязывает общаться с другими людьми. Это могут быть менеджеры по работе с клиентами, врачи, педагоги, социальные работники, психологи. Но не надо думать, что представители других профессий не подвержены эмоциональному выгоранию. Сюда же относятся все люди, которым не нравится их работа или она просто не приносит положительных эмоций.

     Эмоциональное выгорание, или по-другому нервное истощение, – профессиональное «заболевание» медицинских и социальных работников, священнослужителей и психологов, сотрудников отделов опеки и попечительства и детских домов, волонтёров самых различных направлений благотворительности. Люди идут в эти профессии по зову сердца, чувствуя в себе потребность помогать людям, дарить им тепло и заботу, обладая в определённый период жизни повышенным запасом душевных сил. Однако чем больше человек отдаёт, тем больше становится запросов. Мир не совершенен. Открыв дверь в царство боли и несчастья, человек видит, насколько оно огромно и многолико. В какой-то момент становится очевидно, что сделать ещё нужно так много, а сил и душевного тепла с каждым днём остаётся всё меньше! Если в такие моменты не дать себе передышки, не пополнить запас своих душевных сил, здоровье и психическое состояние человека окажется под угрозой.

     Усыновители, опекуны и приёмные родители подвержены этому недугу не меньше. Ими движут те же добрые побуждения: обогреть сироту, утешить, подарить ему любовь и ласку.  После того, как дети уже в семье и ты начинаешь с ними  жить не просто общаться, а именно жить, приходится жить их проблемами, их эмоциями, помогать преодолевать  последствия прошлых травм.А ведь приёмный ребёнок всегда травмирован: он так долго не получал должной заботы и внимания, столько бед пережил за свою маленькую жизнь, что, попадая, наконец, в благоприятные условия, стремится как можно быстрее наверстать упущенное. Вырвавшийся из учреждения ребёнок ещё долго и часто болеет, он полон разнообразных страхов и какое-то время не верит, что все его беды позади, и по многу раз «проверяет» новых родителей, не вернут ли они его обратно… Процесс его реабилитации растягивается на многие месяцы, а то и годы. Для того, чтобы не выгореть, приемным родителям нужно свои ожидания  сделать как можно более близкими к реальности.

     Многие родители представляют, что они возьмут малыша, который только сидит и ждет, когда за ним придут. А тепло родителей сразу сделает его прекрасным, чутким, заботливым и очень благодарным. Но это далеко не так!  Дети с тяжелым прошлым часто не могут принимать любовь, привязанность к одному человеку для них дается далеко не сразу, они могут не поддаваться влиянию родителей, протестовать, нарушать правила. Это нужно учитывать.  И даже если в семье замещающего  родителя уже есть приемные дети, нужно понимать, что каждый следующий ребенок будет совсем другим, он может вести себя совершенно непредсказуемым образом. К нему нужно будет приспосабливаться, подстраивать не только себя, но и, возможно, всю семью, пока не пройдет процесс адаптации. Некоторые дети долго не способны вписаться в новую среду. И это не их вина. Слишком много потерь в прошлом ведет к недоверию, сопротивлению, агрессии. И только терпеливый и надежный взрослый, не успевший быстро разувериться в своих силах, сможет дать защиту и заботу ребенку. Но это не может произойти сразу. Должно пройти время. Задача родителей - не выгореть за это время. 

     В таких экстремальных условиях годами копившийся в приёмных родителях запас любви вычерпывается за несколько месяцев, прозвенев монеткой в пустом колодце души несчастного ребёнка. Ему нужно ещё и ещё, ему нужно так много, а родители уже выдали всё, что запасли. Где взять ещё любви? Сам ребёнок ответить на чувства пока не в состоянии, у него их просто ещё не накопилось. Если в семье нет биологических детей, которые своей любовью могут поддержать душевные силы родителей, и нет рядом значимых близких, всегда готовых прийти на помощь, мамам и папам приходится по-настоящему несладко. Причём, мамы на порядок чаще страдают от эмоционального выгорания, чем папы, в силу более тонкой душевной организации, большей чувствительности и зависимости от эмоциональной сферы, а также потому, что именно на их плечи ложатся основные заботы о детях и решение их проблем.

Изображение  Люди, которые по семейным обстоятельствам или по долгу службы, на протяжении длительного времени постоянно соприкасаются с человеческой болью, знают, что такое эмоциональное выгорание. Это когда регулярно приходится отдавать много душевных сил другим людям, конца–края их проблем не видно, а собственный «резервуар» любви и тепла пополнить неоткуда. 

  Проблема выгорания должна быть обязательно учтена при рассмотрении жизнедеятельности приемной семьи. Намерение вернуть ребенка иногда в значительной степени обусловлено появлением усталости и ощущением утраты смысла своих действий. Помимо чувства усталости, физиологических нарушений, приемный родитель может испытывать желание отвлечься от решения проблем, связанных с ребенком. Иногда взрослый может воспринимать приемного ребенка как агрессора посягающего на жизненное благополучие семьи, и от этого испытывать чувство вины и тревоги. В таких случаях родители, достигнув результатов в развитии приемного ребенка, готовы обесценить свою работу и не замечают новых достижений.

Причины возникновения эмоционального выгорания

     Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

     Выгорать – значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».

     Синдром эмоционального выгорания характеризуется эмоциональным и умственным истощением, снижением удовлетворения от получаемой и делаемой работы и физическим утомлением. В таком случае жизнь не приносит Вам радости, а работа – удовлетворения. Ваши нервные силы истощены, с этой проблемой нужно вовремя бороться. В результате получается, что человеку становится все безразличноНа место жалости к человеку приходит отсутствие понимания. Также меняется отношение не только к пациентам или клиентам, но и к сотрудникам, семье, когда на ни в чем не виноватых людей выливается поток агрессии. И куда девался тот дружелюбные человек, которого все знали?

     Синдром эмоционального выгорания у социальных работников встречается довольно часто, к сожалению, далеко не все предпринимают необходимые меры для его профилактики или лечения. Еще более удивительно то, что многие социальные работники даже не знают, что это такое, и симптомы синдрома эмоционального выгорания приписывают обычной усталости.

    Синдром выгорания может возникать в результате постоянного и длительного по времени взаимодействия с большим количеством людей, когда существует необходимость проявлять различные эмоции, порой не совпадающие с внутренним эмоциональным состоянием. Бывают ситуации, когда человек приносит свои потребности в жертву служебным, почти полностью забывает о себе и своей семье. Это неправильно. 

Изображение      Основная задача приемной семьи - выстроить отношения привязанности с ребенком, которые бы стали для него источником любви, тепла, заботы, придали уверенности в своих силах и возможностях на этапе взросления. 

     Зачастую приемный ребенок приходит в семью, где уже есть кровные дети или другие приемные дети, он понимает особенности своей жизненной истории, в его сердце «живая рана, связанная с невозможностью расти и развиваться в отношениях с родными мамой и папой. Выстроить отношения привязанности с таким ребенком очень непростая задача, требующая больших эмоциональных, временных, физических, материальных затрат. В приемной семье все надежды на это возлагаются на усилия взрослых, которые должны быть направлены на реабилитации) ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Приемным родителям необходимо учиться мудро реагировать на проблемное поведение, обусловленное тяжелыми переживаниями детей.

     Почему психика не выдерживает? Потому, что сталкивается с нагрузками, которые суммарно превышают ее способность к переработке. Это можно сравнить с переломом – кость не выдерживает силу удара или падения. Или, если в течение многих лет человек сидит в неудобном положении, то в какой-то момент спина начинает болеть, а спустя ещё некоторое время последствия наступают такие же, как в случае острой травмы. Психика работает благодаря целостности нейронных цепочек, которые обеспечивают устойчивость эмоциональных реакций, и если эти цепочки разрушаются под воздействием стресса, то человек теряет привычные внутренние опоры.

    То есть, эмоциональное выгорание – это результат накопившегося напряжения, которое долгое время (несколько месяцев, а иногда и год) не получает разрядки в виде паузы в работе, общения с близкими людьми или духовной подпитки в форме хобби.

Симптомы профессионального выгорания:

 Первая группа - психофизические симптомы:

- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

- полная или частичная бессонница;

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа - социально-психологические симптомы:

- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

Изображение- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Третья группа - поведенческие симптомы:

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

- руководитель затрудняется в принятии решений;

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

- дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;

- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

     Синдром эмоционального выгорания - результат стресса.

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

 

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти
всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

 

 

 

 

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

 

 

 

 

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

 

 

 

 

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

 

 

 

 

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

 

 

 

 

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

 

 

 

 

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

 

 

 

 

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

 

 

 

 

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

 

 

 

 

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда - 0 баллов, иногда - 1 , часто - 2, почти всегда – 3 балла. Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий; 3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания. С тестом в режиме онлайн на выявление эмоционального-профессионального выгорания можно познакомиться  по ссылке http://protraining.com.ua/test-na-emocionalnoe-vigoranie

     Что делать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием? Возможно, вам будут полезны превентивные меры:

  • Изображение Выберите время для отдыха, не реже одного дня в неделю вы будете проводить бесполезно с точки зрения прибыли.
  • Позаботьтесь о том, чтобы это время должно быть неприкосновенноОтключите телефон и все, что может вас погрузить в работу.
  • Зафиксируйте это время и пространство (где и с кем вы будете проводить время бесполезно) в календаре.Почему время важных деловых встреч мы записываем в ежедневник, а время отдыха - нет?
  • Найдите способ переключиться на другой вид деятельности. Вот список парадоксальных занятий: начните готовить, ходите пешком, овладейте новым "бесполезным" навыком, за который вам никогда не заплатят (научитесь петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, играть в какую-то хитроумную игру).

     И, самое главное, вспомните всех людей, с которыми вы общаетесь. Проанализируйте, кто из них вас больше всего истощает, с кем вам меньше всего хочется встречаться? Затем подумайте, можете ли вы как-то пересмотреть отношения с этими людьми в более комфортную для вас сторону. Если нет, можете ли вы исключить взаимодействие с ними из своей жизни? Если вы убеждаете себя, что почему-то обязаны с ними общаться несмотря ни на что, то задайтесь вопросом – что вынуждает вас именно так расставить приоритеты?

     Когда вы честно ответите себе на эти вопросы, многое в вашей жизни изменится в лучшую сторону. 

Какие качества, помогают избежать профессионального выгорания:

Во-первых:

• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

• опыт успешного преодоления профессионального стресса;

• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

• высокая мобильность;

• открытость;

• общительность;

• самостоятельность;

• стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

• важной отличительной чертой этих людей являются способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

 

Памятка: что нужно и чего не нужно делать при выгорании

     Вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»:

  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Изображение Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам? 

    Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

         Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

         Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

         Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

     Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. 

    Советы педагогам и замещающим родителям

         Когда учитель приходит в школу, он берет на себя много часов нагрузки, классное руководство над самым трудным классом да еще и несколько часов репетиторства. Вначале он чувствует, что может все это одолеть. И на самом деле у него все получается. Но со временем наступает ощущение, что  все он делает плохо, что его недооценивают, что к нему придираются и дети его все больше раздражают. Это симптомы выгорания. И происходит это от того, что учитель неправильно оценил свои ресурсы. Какое-то время организм, включая все свои дополнительные возможности, держался, но потом он стал давать сбой по всем направлениям. Этот учитель становится раздражительным, качество его работы ухудшается, могут возникнуть семейные проблемы и проблемы со здоровьем. Основная причина заложена в несоответствии его ресурсов (индивидуальных особенностей нервной системы, способов реагирования на кризисные ситуации, возможности получения поддержки близких и т. д.)  требованиям, которые предъявляет к нему общество или он сам к себе.

         С приемными семьями все может происходить подобным образом, если  возможности родителей не учитываются или преувеличиваются, а трудности недооцениваются. Например, когда в семье уже есть дети и все они хорошо прошли период адаптации, родители считают, что они могут взять в свою семью не одного, а двоих или больше детей, при этом полагая, что им под силу многое. Некоторое время приемные родители смогут преодолевать множество трудностей — адаптацию, ревность между детьми, их сложное поведение, связанное с нарушением привязанности. Но со временем они могут почувствовать истощение своих запасов. При этом немаловажный фактор – ответственность перед контролирующими организациями (социальными службами), понятное стремление выглядеть хорошей мамой или папой, показать свою компетентность.

      Такие нагрузки очень сложные. Это важно учитывать перед принятием решения взять в семью сразу нескольких детей. Важно учитывать свои способности, размеры помещения, временные затраты, возможности душевных сил. Иначе, если станет слишком тяжело, может сложиться впечатление, что во всем этом виноваты или дети, или сами родители. И это будет необъективный взгляд, синдром эмоционального выгорания.

     Еще один фактор - когда один из супругов не был согласен с решением взять приемных детей. Его каким-то образом уговорили. Тогда второй из родителей может остаться без поддержки и большую часть нагрузки нести на себе. И если что-то пойдет не так, супруг, который не хотел брать детей в семью, всегда сможет сказать: «А я же тебе говорил…». Это добавит  еще и чувство вины за решение, которое не было обоюдным. Такие взаимоотношения внесут огромные сложности в семейную систему и адаптацию ребенка или детей в новых условиях, что может тоже привести к выгоранию. Поэтому не стоит спешить с принятием решения, если  в семье есть люди, которые категорически против него.

Изображение  Обязательно выделяйте время для себя. Не по остаточному принципу, «когда получится», а совершенно обязательно. Если вы твёрдо будете знать, что, скажем, по субботам с ребёнком на несколько часов остаётся бабушка, а вы тем временем занимаетесь собой, пережить трудные моменты в течение недели станет гораздо легче. Подумайте, какие занятия вас восстанавливают? Бассейн, прогулка, встреча с друзьями, наведение красоты, валяние с книжкой, выход в свет с супругом, рукоделие, спорт… Всё, что лично вам помогает отдохнуть и расслабиться, должно присутствовать в жизни регулярно!

     Устраивайте себе «тайм-ауты» до того, как подступит невыносимая усталость. Поставьте детям мультик и спокойно выпейте кофе или примите душ. В этот момент забудьте про предупреждения врачей, что телевизор дольше 15 минут в день – это вредно. Поверьте, мама на третьей стадии выгорания гораздо вреднее! Когда вы будете в лучшей форме, вы сможете играть и заниматься с детьми. Любыми способами избегайте хронического переутомления, особенно недосыпа. Пусть хозяйство будет не в идеальном порядке, но у вас останутся силы улыбаться детям. Находите время для совместных удовольствий и развлечений. Вместо генеральной уборки в воскресенье махните с детьми в парк или в кино. Пусть не все уроки будут сделаны, но поцелуй перед сном – это святое.

     Если вам вдруг покажется, что вы поступаете эгоистично и безответственно, предаваясь отдыху в то время, как кто-то другой следит за ребёнком, напомните себе, что это вклад в ваше семейное благополучие и в будущее вашего ребёнка. Главное в жизни вашего ребёнка – это вы. Чудо уже произошло, вы встретились и теперь живёте одной семьёй. Помните, что вы берёте приёмного ребенка не для того, чтобы стать для него идеальным родителем, а для того, чтобы просто у него быть.

Методы помощи при эмоциональном выгорании:

1. Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой, дыхательная гимнастика.

Изображение 2. Физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.

3. Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс.

4. Психологические: аутотренинги, медитации, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва.

     Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

    Сначала идет трудная работа, цель которой - «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится “расчистка“ внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

    Следующий этап профессиональной работы – пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

     И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, - он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.

     Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе.

     Главное – помните: синдром эмоционального выгорания – не болезнь и не приговор, это всего лишь способность вашей психики реагировать на эмоциональные перегрузки.